Флоренция. Площадь Синьории.

 
 

Флоренция. Площадь Синьории.




 

Текст к аудиогиду по плщади Синьории.

Эпизод №1

Начнем наш осмотр площади Синьории. Для это подойдем к зданию, на котором написано GENERALI и повернемся к нему спиной.

Обычно во второй половине дня здесь бывает тень и отсюда удобней рассматривать площадь.

 

 Прежде всего обратим внимание на самое большое здание находящееся перед нами увенчанное башней. Это палаццо Веккио. Старый дворец в переводе с итальянского. Здание было резиденцией флорентийских правителей Строительство здания было поручено Арнольфо ди Камбио в 1298 г.

Здание очень похоже на крепость .С нависающей галереи с зубцами можно было лить на осаждающих различные неприятные вещества, как например, расплавленную смолу, кипяток. На фасаде, под арками галереи, можно видеть фрески изображающие гербы -стеммы связанные с историей города.

 

Башня высотой 94 метра также предназначалась для обороны и наблюдения. . В 1667 г. на башне были установлены часы работы аугсбургского мастера Г. Ледерле, которые до сих пор ходят. В Палаццо Веккио в 1867-1871 гг. была расположена палата Депутатов; сейчас здесь находится муниципалитет а также музей.

На фасаде над входом находится медальон с монограммой Христа с фигурами львов по бокам на ярко-голубом фоне гимпана, и увенчанной треугольным карнизом. Надпись по латыни "Rex regum et Dominus dominantium", означающая "Король правит, а Бог властвует", была помещена здесь в 1551 году по указу Козимо I, взамен надписи, находившейся здесь в течение тридцати предшествующих лет

Богатое внутреннее убранство дворца уже давно сделало Палаццо Веккио обязательным для посещения флорентийским музеем. Многочисленные залы дворца, украшенные произведениями великих скульпторов и художников Флоренции, оставляют незабываемое впечатление. Войдя во дворец, Вы сможете увидеть изящный фонтан Верроккьо с крылатым Амуром, держащим в руках рыбу. Спроектированная великим Вазари лестница ведет в роскошный зал под названием «Салон пятисот» и в кабинет Франческо I

Палаццо Веккьо был сооружен по образцу более старого административного дворца Палаццо Тоскана в городе Вольтерра, но выглядит намного мощнее и кажется вырубленным из одного куска скалы. Проект предусматривал чёткие формы: в плане это прямоугольник, но тонкие карнизы по фасаду зрительно делят его на три блока. Увенчанная зубцами галерея как бы повторяется на звоннице и на башне, высота которой достигает 94 м, дополняя впечатление величавой простоты.

 

 

Теперь посмотрим на скульптуры расположенные на площади.

Повернем голову налево и увидим конную статую.

Это памятник Козимо1 тосканскому герцогу. Работа Джамболоньи. Далее справа видим фонтан Нептун выполненный  Амманати

 

Затем уже у стены  дворца можно видеть  Юдифь с головой Олоферна. Это копия работы Донателло. Подлинник находится в музее палаццо Веккио.  Слева от входа во дворец  видим копию знаменитой скульптуры Микеланджело,  Давид. Подлинник находится в специально построенном помещении Галереи Академии. Он был перемещен туда в 1873 году для защиты от атмосферных и других вредных воздействий.

Справа от входа находится скульптурная группа работы Баччо Бандинелли: Геракл и Какус. Перемещая взляд вправо, видим арочное строение, которое называется Лоджа дей Ланци. Когда то в ней находились ландскнехты, по- итальянски ланци. Сейчас ложа служит музеем на открытом воздухе. Первая скульптура слева это Персей, работы Бенвенуто Челлини. Справа в первом ряду  видим похищение сабинянок  Джамболоньи . На втором плане находятся Геракл и кентавр, также работа  Джамболоньи, далее следуют Менелай и Патрокл -древнеримская копия древнегреческого оригинала , и Похищение Поликсены» работа итальянского скульптора Пио Феди . Вдоль стены расположено несколько античных женских статуй.

Теперь после панорамного обзора площади посмотрим скульптуры поближе.Для этого перейдем к эпизоду №2.

Эпизод №2

Начнем с находящегося слева конного памятника Козимо 1 Медичи. Эта конная статуя была закончена Джамболоньей в 1594 году. Фамилия  Джамболонья никакой связи с Болоньей не имела. Настоящее имя скульптора Жан де Булонь (Jean de Boulogne) и был он родом из тогдашней Фландрии. Потом переехал в Италию и взял итальянский псевдоним.  Это была первая конная статуя таких размеров созданная во Флоренции. Она была заказана сыном Козимо1  Фердинандом.. Автор ездил в Падую чтобы взять в качестве модели коня Донателло. В качестве образца для головы коня была взята этрусская модель. Медичи позицонировали себя как герцоги Этрурии, о чем есть надпись на памятнике.

На пьдестале памятника имеются рельефы изображающие сцены из жизни Козимо. На рельефе обращенном к дворцу изоражен въезд в захваченную Сиену. На бричке восседает он. Так и хочется спеть эх тачанка флоренчанка. С противоположной стороны изображена его коронация римским папой. Сзади сцена избрания Великим Герцогом Тосканским. На пьедестале видим знаки козерога символа Козимо.

Эпизод №3. Фонтан Нептун.

Полюбовавшись работой Джамболоньи, который входит в число 100 лучших скульпторов мира  перейдем к соседствующему фонтану Нептун. Главной частью фонтана является фигура морского божества. Ее выполнил из каррарского мрамора Бартоломео Амманати. Сама скульптура флоретийцев не привела в восторг. Они отметили только белизну мрамора, назвав фигуру бьянконе, то есть белая глыба. А еще была популярна поговорка"Ammannato, Ammannato, che bel marmo hai rovinato!" , которую можно перевести «Амманати, Амманати, сколько мрамора потратил». Фонтан был возведен чтобы отметить победы Флорентийского великого герцогства на море. К тому времени сухопутное ранее государство благодаря присоединеию Пизы стало морским. Нептун восседает на колеснице,которую влекут за собой морские кони -гиппокампусы с рыбьими хвостами. Фонтан был закончен в 1565 году. Но не только Амманати приложил руку к фонтану. Принял участие и упоминаемый раньше Джамболонья. Бронзовые фигуры это его работы. Бронзовые фигуры изображают морские божества: Океа́н, Нерей, Дорида, Фети́да. Их сопровождают нимфы, сатиры,

фавны. Эти статуи выполнены в стиле флорентийского маньеризма. Обратите внимание на вычурные и не очень естественные  позы фигур. Для снабжения фонтана водой был посстроен специальный водопровод. 

За время существования фонтан был несколько раз поврежден. Да и местные жители относились к нему без должного почтения. Не забываем, что им нужно было решать свои бытовые проблемы. В 1720 году власти были вынуждены установить табличку с запретом использовать фонтан для различных бытовых нужд , например для стирки также выбрасывания мусора. Нарушителей ожидал штраф 4 дуката. Эта табличка есть до сих пор вы ее можете увидеть возле фонтана на углу дворца. В 1830 году  во время карнавала одна из статуй была украдена. Похитители набросили на нее карнавальный костюм и в нем унесли ее с площади. Следы статуи  не найдены до сих пор. В 2005 году вандал  повредил правую руку Нептуну.  Из более современных проишествий можно отметить такое. В августе 2010 года был оштрафован на 160 евро владелец собаки которая напилась воды из фонтана. Организации борьбы за права животных призвали владельца штраф не платить.

Осмотрев  фонтан Нептун переходим к следующему объекту. Послушайте эпизод №4.

 

эпизод №4.

Сейчас мы осмотрим копии произведений Донателло. На углу дворца видим скульптуру льва со щитом. Она выполнена из известняка и   называется Мардзокко. Это флорентийский геральдический лев.

В 1418 году Флоренция ожидала приезда папы римского Мартина V, первого единственного папы после трех антипаап.  Резиденцией его должен был стать монастырь Санта Мария Новелла. Синьория республики решила почтить высокого гостя, установив у входа в покои папы статую геральдического льва «Мардзокко». Поручили сделать скульптуру Донателло. По общему признанию, огромный каменный лев получился великолепен. Могучей лапой он опирается на пьедестал, а в другой держит щит – герб Флоренции. «Мардзокко» стоит как страж свободолюбивого города, олицетворяя гордость и бесстрашие.

У палаццо Веккио статуя находилась  с 1812 года, а с 1865 гда она перенесена  в музей Барджелло.

Донателло. Мардзокко. Известняк. 1420. Высота 135,5

 

Рядом с Мардзокко находится копия другой работы Донателло : «Юдифь и Олоферн».

Эта скульптурная группа является самой значительной работой Донателло по возвращении во Флоренцию. По легенде, эта женщина проникла в лагерь противника и убила мечом царя Олоферна, сказав: «Мой народ спасен моей рукой». Легендарный подвиг Юдифи, как Давида и Георгия, также символизировал свободолюбие и победу над врагами отечества. На постаменте была высечена надпись: «Падут королевства от пороков, на добродетели держатся города». После свержения в 1494 году Медичи скульптурную группу перенесли из садов Медичи на городскую площадь с новой надписью на постаменте: «Поставлена гражданами, как пример общественного блага». Первоначально она  находилась у главного входа во дворец. После установки на ее место

 Давида была  перенесена в Лоджу дей Ланци, а затем на нынешнее место. Подлинник находится в музее Палаццо Веккио.


Эпизод №5

Давид

С левой стороны у входа во дворец видим копию работы Микеланджело Давид.

Подлинник находится в галерее Академии. Эту статую скульптор создавал с 1501 по 1504 год.

Статуя имела не только культурное, но и идеологическое значение.  В те времена маленькая Флорентийская республика вынуждена была отражать нападения «Голиафов» : Франции и Папского

Государства. Статуя должна была подымать боевой дух флорентийцев. И такое произведение искусства смог сделать Микеланджело. Это была первая мраморная скульптура таких размеров изображающая обнаженного человека созданная в послеантичные времена. До этого никто на такое не отваживался.  Высота статуи с пьедесталом около 5 метров. Трудность работы заключалась еще в том, что в качестве материала автору достался кусок мрамора, над которым уже ранее неудачно пытался работать другой.

Это  затрудняло работу, но Микеланджело справился. Он любил трудные задачи.

 Немного о сюжете. Да о сюжете, потому что Давида нельзя рассматривать как отдельно стоящую фигуру. Перед ним противник, которого мы не видим, но которого прекрасно видит Давид.

Это великан Голиаф. И сейчас Давид должен запустить в него камень из пращи. Камень в ремне пращи сжимается левой рукой. Кстати, такое положение руки для автора было вынужденным. По- другому нельзя было изпользовать подпорченный мрамор. Статуя не статична. Приподнятая левая пятка придает ей динамизм. И чуствуется, что сейчас Давид прийдет в движение, левая рука отпустит ремень, правая рука его начнет раскручивать и в нужный момент камень будет выпущен из пращи и тогда Голиаф будет повержен. Можете посмотреть на статую сзади и увидеть, что ремень действительно проходит через спину. Правда знатоки анатомии утверждают, что на спине не хватает одной мышцы.  Тем не менее,  эта статуя считается самым выдающимся произведением в области скульптуры в мире. Давид безусовно красив, хотя голова непропорционально велика относительно торса. Это определялось не только имеющимся материалом, но и тем, что статуя предназначалась для установки на фронтоне собора и в этом случае смотреть на нее надо было бы снизу и тогда голова казалась бы менше. Место раположения скульптуры было удачным с идеологической точки зрения, но неудачным с точки зреня сохранности. Поэтому было прнято решение перенести ее в специально подготовленное помещение галереи Академии. Там она находится и сейчас.

Перейдем к 6 эпизоду и осмотрим скульптурную группу Геракл и Какус, которая находится справа от главного входа.

 

С правой стороны от входа в Палаццо Веккио видим скульптурную группу Геракл и Какус работы Баччо Бандинелли.  Первоначально предполагалось, что подобная статуя будет выполнена  также самим Микеланджело. Но у него оказалась другая работа и он сделал только модель , которая хранится в Каза Буонаротти. Какус похитил у Геракла одну из коров Гериона, которых герой вел к царю Еврисфею. Кроме того местное население пожаловалось Гераклу  на людоедство Какуса. Здесь показана сцена расправы над разбойником.  В глазах у Какуса удивление : Неужели за какую то корову будет такое наказание . Он видимо забыл уже о своих наклонностях к  людоедству.

Теперь  заглянем за статую и посмотрим на стену дворца за ней . На стене можно увидеть странный выцарапанный рисунок. Он приписывается  Микеланджело и носит название «Назойливый». Говорят, что некто каждый день надоедал Микеланджело своими разговорами. И тот разговаривая с надоедливым , глядя на него нарисовал рисунок держа руку за спиной и не глядя на то что изображал. Поэтому и получился не совсем шедевр.

 Теперь подойдем ко входу во дворец.У самого входа видим две статуи, которые имели  прикладное значение, а именно, служили опорой для цепи загораживающей вход во дворец. По итальянски они называются termini marmorei т.е мраморные пограничные столбы. Они изображают  Филимона и Бавкиду. Филе́мон и Бавки́да — герои античного мифа Однажды Зевс и Гермес под видом обычных путников посетили Фригию и напрасно стучались в двери многих домов, ища приюта, — всюду им отказывали Лишь в маленькой покрытой соломой хижине, где жили старые Филемон и Бавкида, им оказали радушный прием Чтобы получше накормить гостей, старики решили пожертвовать даже своим единственным гусем; убегая от Бавкиды, птица бросилась к ногам Зевса, который не разрешил ее зарезать К удивлению хозяев, количество еды на столе стало само по себе увеличиваться Зевс открыл старикам, кто он и его спутник, Зевс позволил Филемону и Бавкиде высказать любое желание, пообещав его исполнить — старики пожелали до конца своих дней служить жрецом и жрицей в храме Зевса в который превратилась их хижина и умереть одновременно, чтобы ни одному из них не пришлось жить без другого. Громовержец исполнил их желание: после долгой жизни Филемон и Бавкида превратились в деревья, в дуб и липу[4]. Статуя Филемона работы Бандинелли, статуя Бавквиды это работа  Винченцо де Росси.

 

 

 

 

 



Создан 22 сен 2011