Собор в Парме

 
 

Собор в Парме

Текст к видеофильму



 

Пройдем по улице ведущей к собору. 

 

Это одна из наиболее старых улиц Пармы. Стена. Стена которую видим  слева с прекрасной кирпичной кладкой является оригинальной стеной епископского дворца. Дворец построен около 1000 года. Через несколько лет началось сооружение собора.

Здесь  в районе абсиды видим его скрытые части которые содержат наиболее старую романскую скульптуру.

Когда мы находимся перед собором Пармы  то должны вернуться назад во времени поскольку прошли 9 столетий со дня его рождения. Он  должен был закончен уже в ноябре 1106 когда папа Пасхалий 2 возвращался с совета в Гуасталле и освятил его посвятив Успению Богородицы и утвердив нового епископа Бенрардо дельи Уберти.

Площадь является святым  сценарием  Пармы  Перед нами собор Справа баптистерий  За нами  Епископский дворец построенный в 11 веке и расширенный  между 1162 и 1165 годами ,  в то время когда на фабрике собора работал Бенедетто  Антелами.  Именно Антелами принадлежит упорядочение площади  и постройки баптистерия в 1196 году создающего  впечатление зрелого романского стиля в котором видны уже черты готики

Собор  таким образом уже основан. Работы начаты в середине 11 века. Архитектор Николаус  или Николо автор большей части скульптурных украшений работал во многих  местах паданской равнины от Пьяченцы до Вероны.   Николаус ученик Вилиджельмо  отца романской пластики работавшего в то время над собором в Модене.

В 1117 году через 10 лет после освящения передняя часть собора была разрушена землетрясением. Реконструкция была  начата немедленно с устройсвом нефов и  эмпоров  (матронеи). Но работы продвигались еще в течении многих лет.

Годы сооружения собора  годами жесткого конфликта между церковью и империей.  Годы Григория7,  Урбана2,  Пасхалия 2.

Это были также годы когда такие города  как Парма становятся свободными богатым сильными. Это период в который рождаются коммуны, свободные коммуны в Северной и Центральной Италии и во многих частях Европы .  которые являлись подмостками  современного государства и появились первые зачатки городской цивилизации с ремеслами , профессиями , коммерцией и умножением денег. Городской пейзаж изменяется. Богатство преобразуется во дворцы, соборы, баптистерии, становится живописью, скульптурой. В соборе Пармы как и Модены и многих центров паданской равнинывместе  с ростом власти церкви видим рост городской гражданской цивилизации.

Собор Пармы -документ искусства и истории.Его вид типичен для романских структур паданской равнины с фасадом из песчаника и веронским мрамором который впрочем был добавлен во второй половине 13 века. Упорядочение с двумя рядами небольших лож датируется 1100 годом во времена Антелами . Передняя часть была закончена уже около ста лет назад.

2 part

Внешняя часть фасада это настоящее собрание романских скульптур. Стены церкви богаты фигурами . Капителли портала и лоджетт,  скульптуры архитравов делают собор настоящей книгой из камня с фантастической символикой  сказочной  и животной. Тут скульптуры изображающие животных , чудовищ  и растительные мотивы. Это изображения наиболее старые инструменты коммуникации с народом не умевшим читать. На верху находятся аркады построенные по проекту Антелами. Внизу  встречают посетителей львы-стилофоны  (leoni stilofoni т. е  львы поддерживающие колонны) работы Джамбоне ди Виссоне  соданные в конце 13 века,  если точно то в 1281году когда был построен навес над входом (Protiro). Львы из веронского мрамора , один из красного, другой из белого. Они подавляют зло представленное драконом и бычком. Это символ Христа  Победителя , который побеждает зло, подавляет зло, удерживает зло далеко от святого  пространства церкви.

Главный портал из дереве вырезан в 1494 году здесь можно прочитать дату ремесленником, которого звали Лукино Бьянкино, Легкие мотивы из цветов окружают квадрат в котором находится роза из листьев с шишкой посредине.

Под аркой навеса одно из наиболее старых представлений цикла месяцев. Они были сделаны в 1120 так называемым мастером месяцев, который вместе с Николаусом работал над оформлением собора. Представлены типичные работы для соответствующего  месяца в сельском хозяйстве, охоте, рыбной  ловле.

Неизбежно сравнение циклом который выполнил Антелами для баптистерия. Цикл месяцев начинается в марте согласно календарю того времени.

Март-молодой полуголый человек , сидящий

Апрель-держит две цведущих ветки, весна только распустилась

Май-спешившися всадник с копьем в руке и шпагой на боку

Июнь –правит лопату наверное что-то выкапывать

Июль –жнет пшеницу серпом

Август –подготавливает бочку с помощью ножа и топора

Сентябрь-сбор винограда

Октябрь-король на троне подымающий бокал вина

В ноябре режут свинью, ужасная скульптура. Здесь видна вся сила пластики

Потом декабрь готовит дрова

Январь греется у огня

Февраль несет корзину и сеть для рыбной ловли

Примыкает к церкви колокольня , колокольня высотой 60 метров.

Построена  в 1284 взамен предыдущей примитивной башни . Наверху статуя с золотым блеском.

Золотой ангел. Так его  называют жители Пармы. Стал эмблемой города. Но тот что видим в небе Пармы это только копия. Оригинал находится в музее епархии на этой же соборной площади представляет  архангела Рафаэля. Архангела чудотворца который спасает, который защищает , который  удерживает зло далеко.  Скульптура вычеканенная  из меди и покрытая золотом в 1294 тем самым мастером, который отливал колокола.

Собор внутри удивляет своим декоративным богатством

Входим в разноцветное  пространство полное фигур и символов с декоративными мотивами  а также различных  картин

Вот он собор Пармы , монумент романский и тоже время музей искусства 16 века  области Эмилия, Пармы и Паданской  равнины и своих многочисленных вариантов. Декорация центрального нефа с фресками которые рассказывают о жизни Христа. Автором является Латанцио Гамбара из Брешии cо своим помощником  Бернардино Гатти  из Павии. Он работал между 1567 и 1571 годами. Это были  годы совета в Тренто о реформе и контрореформе. Здесь мы видим значительный пример искусства контрореформы.  Изображения должны были  убеждать ,  вовлекать посвященных.

Фрески располагаются вдоль эмпура  (матронеев)  на более чем двух тысячах квадратных  метров с пророками и  библейскими историями

12 сцен, 6 в каждой части. 

Латанцо Гамбара принадлежит и гигантская роспись  обратной стороны фасада с  вознесением  Христа , которым заканчивается евангельское повествование.

Художник здесь работал по завершению фресок нефа с 1571 по  1573 год. Христос наверху в окружении ангелов. Ниже пространство закрытое перилами,  на которые опираются любопытные. Наблюдают за апостолами которые волнуются , жестикулирую  и указывают на Иисуса поднявшегося в небо . Картина  внушительная, сценографическая , обрамленная  в роскошную архитектуру полную фигур и религиозных символов которая опускается до входа охраняемого двумя одноцветными фигурами  изображающими воинов  ветхого завета Самсона и Иисуса Навина и  нарисованными львами которые перекликаются  с каменными на входе.

Также богат и свод геометрически разделенный декоративными ребрами.  Работа  над росписью свода принадлежит Джироламо Маццола Бедоли последователю и ученику Пармиджанино, чьим двоюродным братом он был, работавшим над многими церквями  Пармы. Он расписывал свод с 1555 по 1557 с помощью Франческо Мендоньи . Свод полон гротесков, животных и аллегорических фигур среди растительных мотивов, амфор, крылатых сфинксов, раковин, амуров, Все это  богатство  говорит в пользу эксцентрической цивилизации маньеризма.

Но сейчас пройдя вдоль центрального нефа в сопровождении фресок Латанцио Гамбара под сводом расписанным Маццола Бедоли взгляд остановится непременно на росписи  купола.

Купол принадлежащий Корреджо датируемый между  1522 и 1530  годами.

Для понимания экстраординарной красоты и новизны этой фрески надо стать под куполом чтобы охватить взглядом всю ее. И вспомнить слова Джорджо Вазари. Произведение настолько  выдающееся что трудно подумать что человек мог бы создать его руками только представляя ее в своей фантазии. Вазари говорит о выдающейся новизне этой фрески которая опережает небеса барокко которая вносит метеоэффекты в закрытое пространство собора . Впечатление вращательного движения как будто ветер приводит в движение  фигуры и колеблет их одежды.

Изображени что видим здесь рассказывает о точном эпизоде священной истории, о вознесении святой девы. Не забываем что собор посвящен вознесению девы Марии. На первом плане мы видим фигуры что движутся будто божественный ветер их подталкивает, заставляет двигаться. Есть и апостолы которые присутствуют при вознесении Святой Девы.

 

За апостолами парапет , граница, архитектурный барьер.

Апостолы располагаются с этой стороны барьера и овалы этого барьера соответствуют настоящим окнам через которые проходит свет. С другой стороны барьер разделяющего земной мир , мир апостолов от мира обещанного, мира ангелов который видит Мадонна в небесах находим  ангелов  которые радуются и празднуют.

Тема вознесения,  перехода в иной мир.

Мадонна которая приходит буквально засасывается вихрем как водоворотом света и движения по направлению к сыну который ее принимает. Мадонна смотрит вверх в небеса  по направлению Христу который движется навстречу. Христос движется специально,  чтобы принять в райский блеск свою маму. Вокруг мадонны персонажи Священной истории: Ева , Юдифь, библейская героиня убившая Олоферна и держащая в руках его голову. Вот Авраам и Исаак персонажи Ветхого Завета .

Перед этой фреской понимаешь, почему совершавшие большой тур по Италии интеллектуалы из Англии и Франции приезжавшие в Италию в 18 веке останавливались в Парме, для него , для Корреджо. Однако  кое кто в те дни 1530 должен был испытывать смущение перед революционной новизной этого изображения. Может быть,  что Антонио Аллегри, Корраджо из-за этого не стал расписывать абсиду поскольку кто-то убедил его оставить дальнейшую работу в Соборе. Неизвестно точно что случилось, но абсиду расписывал уже Джироламо Маццола Бедоли. Он написал Страшный Суд.

 

 

 

Весь иконографический цикл заключается с совершенной последовательностью.

Вознесение Девы, Рай изображенные на куполе и Страшный Суд.

Являются работой Корреджо выдающиеся росписи изображающие святых  покровителей города

Святой Илларий

Святой Иоан Креститель

Святой Фома

Святой Бернардо дельи Уберти- епископ Пармы в далеком 1106 когда собор был освящен.

В одной из капелл правого трансепта был шедевр  венецианской живописи начала 16 века –алтарь Святой Девы на троне среди святых работы Чима да Конельяно

Сейчас находится не в Соборе, но  в национальной пинакотеке дворца Пилота.

Знаем что был заказан одним каноником Капитула Пармы Бартоломео Монтини. Доокуметы говорят что до 1510 этот алтарь уже был написан был задействован. Автор полотна был воодушевлен алтарем Святого  Захария  что Джованни Беллини  написал  в Венеции в 1505.

Трон Мадонны окруженной слева и справа шестью святыми и расположенный в глубине обширной абсиды церкви. Наверху абсиды находится мозаика как будто Чима да Конельяно хотел  напомнить о венецианской церкви его времени. То что эта картина прекрасна знали французские реквизиторы, что собирали предметы искусства для обогащения я Музея Наполеона, который император создавал из предметов искусства происходивших из половины Европы. Таким образом алтарь был отправлен в Париж. Возвращен домой в 1815 году после Венского конгресса. Но до сих пор пинакотека не вернулась в Собор. Такая же судьба постигла картину Микеланджело Ансельми,  выполненную для правого трансепта Собора. Также и она в Национальной галерее.

Мадонна с ребенком среди ангелов с одним ангелом внизу, что поддерживает на спине облако, именно то облако, на котором сидит Мария. Справа слева два святых защитника, Себастьян и Рокко, защитники от эпидемий. Вероятно алтарь был выполнен после эпидемии чумы которая поразила Парму в 1528 году.

В те годы Микеланджело Ансельми работал много в этом городе и около него. Он был тосканцем из Сиены или из Лукки. Обосновался в Парме около  1516 года и принес в Эмилию эксцентрические  тоны тосканского маньеризма Сиенского  Доменко Беккафуми и флорентийского Россо, связывая (innestare) эту культуру с традиционной Корреджо и Пармиджанино.

 

Для Собора он написал  два  алтарных образа одна для капеллы коммуны : Мадонна с Младенцем и святыми в 1526году

Другой алтарный образ был написан для капеллы крипты в 1527 году для Святой Агнессы с головокружительным появлением святой

Переполненная композиция. С 18 фигурами преимущественно женскими.

Ягненок возле Святой  Екатерины из Александрии с колесом своего мученичества.

Святая Лючия с блюдцем с глазами

Агата с грудью подвергнутой пытке

И Апполония с со щипцами что у нее вырвали зуб

В первой половине 16 века в соборе работали наиболее важные художники города.

В капелле Чентони  пятой в южном нефе главенствует алтарь  Алессандро Арарди.

 

На фоне аппеникого пейзажа  Мадонна на троне с младенцем на руках среди двух святых Павла с саблей и Аббата Антонио которого считают покровителем животных с поросенком в ногах. Справа изображен заказчик Лодовико Чентони.

 Алтарь Чентони создан в 1516 году.

Чере несколько десятилетий  между 1527 и1531 работал в этой капелле Франческо Мария Рондани

Две стены покрыты фресками со сценами Страстей Христовых

Арест Христа связанного и приведенного к Каифе

И Голгофа с Пилатом умывающим руки и Иисусом которого вели солдаты и который упал под тяжестью креста.

Собор Пармы непрерывная строительная площадка искусства.

 Не только для живописи и скульптуры, но и для прикладного искусства. Это область, в которой город дал самое лучшее, что можно найти в Италии. В частности  в инкрустации по дереву. Потому что Парма была городом в котором работали выходцы из  Лендинара, сельскохозяйственного центра провинции Ровиго,  инкрустаторы,  столяры, художники  по дереву.  Они были большие мастера перспективной инкрустации. Работали в Ферраре,  где были знакомы с Пьеро делла Франческа,  и в Соборе Модены. Родоначальник семьи был  Лоренцо Каноци http://it.wikipedia.org/wiki/Lorenzo_Canozi, но в Парме были активны сын Кристофор и племянник  Бернардино.  Лендинарцы переводили флорентийскую перспективу идей Паоло Учеллло и Пьеро дела Франческа в дерево через сочетание кусочков дерева разных цветов. Посмотрим на хор.

Здесь 40 сидений из дерева инкрустированных Христофором из Лендинары между 1469 и 1473 годами.

Затем посмотрим на ризницу  для членов консорциума  включенную в корпус церкви налево от абсиды.

Полностью обшитая  инкрустациями.  Шедевр деревянной инкрустации, выполненный  почти полностью Христофором между 1488 и 1491 годами. Больше 50 квадратных метров скамеек шкафов центрального прилавка, драгоценные многоцветные инкрустации выполненные из ели ореха дуба rovere кипариса черешни. Ракурсы  городов, перспективы, натюрморты, амфоры, кубки , музыкальные инструменты а затем площади, дворцы , церкви, дворцы, стены, башни, улицы, геометрические фигуры.

Искусство которое можно бы назвать метафизическим, чистой геометрической абстракцией.

В городах, которые Лендинарцы изобразили  в инкрустации из дерева время как бы остановилось. Возникают мысли  о Де Кирико, о метафизической живописи начала 20 века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Создан 25 июн 2011